воскресенье, 1 марта 2009 г.

Счастье есть, оно не может не есть.

Из
http://community.livejournal.com/chto_chitat/4703911.html


Елена Костюкович. Еда. Итальянское счастье
М., Эксмо, 2006

Книга не новая, и уже изрядно и обоснованно раскритикованная ЖЖ-пользователем bisso и другими профессионалами от питания. Я же, соглашаясь с некоторыми претензиями bisso, типа погрешностей в русском языке, отсутствия в книге вина и алкогольных напитков как отдельной темы, и т. п., хочу, однако, сказать слово в защиту Елены Костюкович.Ее книга важна тем, что впервые русскоязычный автор взялся всерьез рассматривать еду в контексте культурологическом.

Меня, например, заинтересовала гипотеза о возможной связи между социальной агрессией и традицией локальных кулинарных праздников, заканчивающихся совместным застольем всего района/деревни: всевозможные культурные мероприятия, не избежно оканчивающиеся совместным закусыванием, несут в себе явный смысл социального замирения. Психологи и социологи, философы такие как Элиас Канетти, - описывают состояние замиренной массы, когда растворенная в коллективе конфликтность затухает, а коллективная агрессивность не развивается. (с. 48-49, глава Сагра).

И тут же возник вопрос: почему тогда наши совместные трапезы, как правило, ведут к прямо противоположным результатам? Дело в самой еде или в социально-политических условиях? В климате или горячительных напитках? К сожалению, на эту тему больше вопросов, чем ответов или я их не знаю? Тема для диссертации, если хотите ау, культурологи!

Еще очень интересно о кулинарных кодах в речах политиков вот уж чего вы никогда не обнаружите в российской традиции публичных выступлений (стр. 44-48).

О разнице в отношении к процессу приема пищи у нас и итальянцев о, вот на эту тему копать - не перекопать, конечно, если вы цените и понимаете важность по вседневности для культуры народа. На этом месте спотыкаются и российские путешественники, и авторы-наблюдатели (за исключением, возможно, вышеупомянутого Николая Васильевича Гоголя) ну не укладывается в наших головах мысль, что кулинария, кулинарная традиция может быть важна как феномен культуры: Ритуал выбора еды в ресторане главная часть посещения и вершина дружеской беседы (с. 632).

Разве? Для россиян это часть организационного процесса, после которого можно, наконец, сосредоточиться на собеседниках Цитата из многоуважаемого А.И. Солженицына только подтверждает данный факт: истомляет меня эта чинная обстановка, размеренно-медленный (потеря времени!) культ поедания, смакования. (с. 629). Ключевые слова здесь потеря времени.

Еда в нашем понимании она для утоления голода, и весь сказ. В лучшем случае мы подумаем о здоровье и сбалансированности пищи.В худшем проглотим, не глядя, и побежим дальше, вершить великие дела. Понятно почему наша просвещенная публика п оначалу морщила нос, обнаружив А. В. Макаревича на кухне программы Смак. Как можно!!! Песни надо писать! А он

Так что наши кулинарные книги, как правило, это или академические тома, подъемные только для профессионалов, или примитивные сборники рецептов, без какой-бы то ни было легенды.А Елена Костюкович умеет легко и с юмором подать неожиданную мысль, зацепить нестандартной гипотезой или ненавязчиво подсунуть интересную информацию

Таким образом, при всем несовершенстве, книга выполняет свою главную задачу, а именно:дает пищу для размышлений и желание узнать больше, посмотреть на собственные стереотипы свежим взглядом и подвергнуть их непредвзятому анализу.

И еще одно крайне важное достоинство Еды, которое вы не встретите в других аналогичных изданиях это библиография. Список источников и литературы. Кто хочет уточнить и узнать больше есть от чего оттолкнуться. На русском, конечно, не так уж много, но уж начните с чего-нибудь, а там и итальянский выучится.

Поверьте, эта кухня того стоит!

Как всегда,для "Цветных Людей" - в этот раз с иллюстрациями аффтора :)



Читать
ХАМАС пока не дало окончательного согласия на перемирие в Газе

Комментариев нет: