понедельник, 29 сентября 2008 г.

Самодовольство и неуверенность

перепост
http://community.livejournal.com/man_woman/7513157.html

Мы выстраиваем суждения о мире, сообразуясь с тем клинышком опыта, что доступен нам от общего пирога. Кусочек-то маленький и узкий, у кого-то . побольше и со сливками, а кому и с ягодами попадается, но все равно выходит, что у каждого опыт особенный. Причем, создается впечатление, что некоторым людям как будто специально создают одни и те же истории и ситуации, подсовывают схожих людей и факты.

Помимо важных повторяющихся вещей, в моем куске царит такое разделение: неуверенные в себе и страдающие заниженной самооценкой девицы и самоуверенные мужчины. Чаще всего, и неуверенность, и самодовольство никак не связаны существующими недостатками или добродетелями, может быть, именно поэтому они доходят иногда до крайности.

Связано ли это каким-то образом с полом, отечественным воспитанием, русской литературой ил и случайным распределением характеров, - я не знаю. Причину такому природному явлению можно искать долго, ясно одно: убеждать обе стороны в их неправоте и неадекватности бесполезно. Восприятие себя лежит вне логики, это мир ощущений. Но если пробыть с такими людьми подольше, начинаешь ощущать себя как в палате больницы для аутистов.

Недавно мне повезло в один и тот же день пообщаться с обоими полюсами.
Один из них (вернее, одна) . молоденькая полуродственница Марина. Марина . хорошенькая неглупая девица, бывшая отличница (впрочем, отличницы бывшими не бывают . это не табель, а черта характера, стиль жизни, тон голоса и пожизненное испытание для родственников). Марина надрывно стремится к худобе, которая ей не идет, но ведь худые в моде, а ²я такая корова⌡. Марина, как и многие неуверенные в себе люди, болезненно всматривается в окружающих, выжидая, когда же те начнут обижать ее. Главной же темой Марининых разговоров стали мужчины, вернее, отношения с ними, а еще вернее, невозможность ²хороших⌡ отношений. Разговаривать иногда с маринами . как играть в сквош: бросаешь мяч, и стена неизменно его откидывает. Тренировка имеет практический смысл, только если разговор ведется на иностранном языке, а вам надо отработать типичные фразы с несложной грамматикой.

Разговариваем же мы, конечно, на языке родном, так что уже через 15 минут я устаю:

- Мне уже 24 года, а у меня еще не было длительных отношений!
- Но ты же жила с Сережей полгода!
- Ну и что, он дурак!
- Но полгода . это уже опыт.
- Нет, ко мне нормальные не подходят.

-Марина, на тебя смотрят, улыбнись!
- Это не на меня.
- На тебя!
- Это потому что я кофту дурацкую надела!

Время от времени в интеллигентной Марине что-то переключается, и она начинает разговаривать словами и томным тоном продавщицы из ларька. Самой убийственной фразой является:
- Зато она с мужиком !
Этой фразой, как козырем, можно покрыть любые доводы.
Любая страшненькая тетя может наговорить грубостей, пройти мимо столика в кафе, задев задом тарелки и смахнув на пол приборы, но на ваше негодование вы услышите траурное:
- Зато она с мужиком!
Туше.

На мой непросвещенный ум, такое мнение . нечто из области парадоксальных теорий физики: ценность твоя определяется только непосредственной близостью носителя Y-хромосомы.

Сознание определяет бытие, и через некоторое время траурные мысли и ожидание худшего проявляется, как негатив, на лице. Увидев Марину в кафе, брезгливо посматривающую на окружающих, я вдруг ловлю себя на мысли, что ни за что бы не подошла к ней, будь я мужчиной. Будь я незнакомой женщиной . тоже.

С мужчинами все совсем иначе.
Есть у нас знакомый . светло-рыжий упитанный молодой человек. Пухлые его щеки видны из-за спины, еще у него бледная кожа, сплошь усыпанная веснушками, и победоносный взгляд ед инственного петуха на птичьем дворе. Молодой человек из тех, кого Петр Первый в армию не брал.
В. пламенно и искренне интересуется жизнью, вернее, теми ее составляющими, что можно найти в барах, кафе и на улицах красных фонарей. Впрочем, на последние заведения В. денег жалко: он вообще жадноват и вороват. Дальше этих заведений интересы его не распространяются, хотя, скажем, к одежде он внимателен: например, всегда готов раскритиковать плохо, на его зоркий взгляд, одетую барышню.
Но я отвлеклась . как можно догадаться, неприязнь к В. во мне велика, поскольку в последней командировке мне пришлось каждый день с ним общаться. Однако, выбрала я именно его для примера, потому что более самодовольного человека и сыскать трудно. К тому же, глупость более показательна: В. не хватает ума скрывать намерения и соображения.

В. уверен, что любая девица мечтает уединиться с ним, и даже в тех редких случаях, когда В. грубо посылают (редких . потому что предложения он вносит все же редко), В. считает, что это форма кокетства.
В. так же искренне полагает, что все объекты материального мира должны быть созданы под его вкус и нужды. Если это не так, то их создатели . идиоты.
Правду говоря, В. весьма преуспел в выборе семьи: его вторая жена . девочка из далекого поселка городского типа с неполным средним образованием . приучена подавать ему еду в любое время ночи, когда он придет домой, делает массаж и снимает ему ботинки, когда В. устал. Этому же сервису обучают его трехлетнюю дочь. Впрочем, проверить процент правды в его рассказах сложно, ну а в любом случае, если это устраивает их троих, то отчего же и не жить так.

К внешности девушек В. необычайно строг и придирчив, и все время что-то не нравится ему: то слишком длинный нос, то неподходящие туфли, то толщина ног или цвет волос. И вот ведь странно: подобные обсуждения с подружками кажутся мне естественными, но слышать от него глумливые шутки о нашей сестре мне отврат ительно!
Так, на взгляд В., мои 50 кг . это избыточный вес, а одежду я выбираю не ту. За это я прониклась к В. особенным отношением, и под конец командировки иногда просто лупила его свернутым в трубочку журналом. В. при этом довольно смеялся. Стоит ли говорить, что и меня записали в ранг его тайных обожательниц.

Подобных примеров, хоть и не таких крайних, много, но всех их можно без труда распределить на две группы, по половому признаку.
С годами каждая сторона все более укрепляется в собственной жизненной позиции: самодовольцы не обращают внимание на несоответствие мира их взглядам, а шишки и синяки объясняют промыслами врагов. Девицы же с жаром описывают каждую досадную мелочь как доказательство своей несчастливой судьбы. Иногда создается впечатление, что эти доказательства их даже как будто радуют.

Хоть обе стороны и есть крайности, мне все же ближе первая часть. Вообразив себя идолом, сложно замечать что-то вокруг, а мир и события расцени ваются только как достойные или недостойные такого венца творения. Окружающие или забавляются таким снобизмом, или же высказывают саркастические замечания. Однако, сарказм и ирония недоступны самодовольным.
Неуверенные в себе люди, как мне кажется, больше открыты новому, но и тут не обходится без изъяна: они, наоборот, считают себя недостойными хороших вещей и отношений, а из-за мощной концентрации на себе многого вокруг не замечают. Природа обычно прислушивается к их желаниям, и хорошее действительно начинает обходить их стороной.

О том, отчего произошел такой любопытный феномен, думать можно долго. Например, какая-то часть меня (условно ²женская часть⌡) так же неуверена в себе и наполнена комплексами, а активная, то есть мужская . самодовольна и нагловата. Или наоборот.
Или, к примеру, все ранимые девицы, кого можно сбить с ног всего одной лишь фразой и заставить в течение недели пить успокоительное . в предыдущей жизни как раз такие самодовольные мужч ины.

И есть ли какой-то смысл и намерение в том, что вокруг именно такое распределение характеров и взглядов? Скорее всего, нет, но все равно хорошо лишний раз задуматься, где же на этой шкале от недо- до переоценки находимся мы? И велика ли разница между тем, как видим себя мы и другие люди?

И очень интересно: встречаются ли повторяющиеся типы людей в вашей жизни?

Комментариев нет: